Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Повышение эмоциональной насыщенности урока математики

Повышение эмоциональной насыщенности урока математики

Мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами, задачами. Эмоциональное насыщение является важной врождённой и постоянно развивающейся потребностью, а эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски. Если у ребёнка постепенно формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемую. При этом положительные эмоции сами становятся побуждающей силой. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности благоприятны для познавательных процессов. Например, одной из фундаментальных является эмоция интереса-волнения – положительная, мотивирующая обучение, развитие умений и навыков, творческое стремление. В состоянии интереса у человека повышаются внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. Эмоция удивления способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление, а максимально желаемая эмоция – радость. Она является скорее побочным продуктом событий, чем результатом прямого стремления получить её.

Уроки математики проходят более эмоционально насыщенными, благодаря использованию стихотворений, сказок, инс­ценировок. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воз­действует на воображение, обуслав­ливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции у учащихся, запоминается и осмысливается ими луч­ше.

Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его красочным и ярким. В стихотворной форме  можно сообщать цель урока, преподносить правила, понятия, решать задачи в стихотворной форме,  формулы.

Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках можно применять комплекс нетрадиционных методических приёмов, который позволяет создать у обучающихся устойчивый познавательный интерес на базе их ситуативной заинтересованности.

  1. Эпиграф к уроку

Ещё один эффективный приём – начинать урок с эпиграфа. В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и высказать доказательное суждение, старается говорить правильно, красиво.

Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаем выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока, почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока. Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к нему, а после урока записали в тетрадь понравившиеся строки. Тогда воспита­тельная цель  достигнута.

II. «Несерьёзные» задачи

Среди эффективных педагогических приёмов законное место занимают «несерьёзные» задачи с увлекательными сюжетами. В таких задачах, несмотря на их весёлые и, как кажется, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир математики, а глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретной  темы. Кроме того, метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими.

III. Стихи на уроках

Художественный и естественнонаучный способы познания, по мнению английского писателя Ч.Сноу, настолько различны, что сторонники каждого не понимают друг друга. С другой стороны, великий русский писатель Л.Н.Толстой заметил, что наука и искусство тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце. А в наше время о комплексном познании объективной и субъективной реальности, в котором сливаются художественное и научное мышление, говорят всё чаще и чаще. Благодаря особенностям стихотворной речи: 1) выделение главного и лёгкое сохранение в памяти; 2) глубокое воздействие на эмоции учеников, – рекомендуется использовать стихотворения на уроках.

Методически оправданное переформулирование правил, определений своими словами. В этом помогает один из приемов развития математической памяти – прием реконструкции. Реконструкция – это специальная замена необходимого для запоминания материала. Чаще это происходит в стихотворной форме. Например:  

«Играем в игры разные,

играет с нами песик Рекс.

Ордината  -  это игрек,

А абсцисса – это икс.»

Правило – ориентир для использования формулы Герона:

«Вычислить извольте – ка

Площадь треугольника,

Если нам известны в нем

Длины каждой из сторон.

Нужно действовать, бесспорно,

Здесь по формуле …   (Герона)»    

      Некоторым  учащимся трудно запоминается правило раскрытия скобок. Это  же правило, но в стихотворной форме, и его запоминают все:

Перед скобкой вижу плюс – ошибиться не боюсь,

Знаки все я сохраняю, значит, правило я знаю.

Минус повстречается – будьте осторожные:

Знаки заменяете на противоположные.

Использование стихотворений на уроках математики облегчает запоминание материала.  Работа с такими стихотворениями может быть организована по – разному, в зависимости от цели их использования. Учитель может читать стих полностью на уроке изучения нового материала или сделать паузу в местах, где учащиеся должны дать ответ на этапе закрепления нового материала или актуализации знаний. Также можно после прослушивания стиха предложить определить, о каких математических фактах идет речь, классифицировать  эти факты.

     Стихотворной может быть подсказка идеи доказательства или выбора необходимой формулы для решения задач. Например, идея доказательства теоремы  о сумме углов треугольника:

«Угла развернутого градусную меру

И сумму в треугольнике углов

Сравни. Получишь непременно

Одно и тоже чудное число».                                             

  1. IV. Математика в рисунках

По теме: «Параллельное проектирование», учащиеся 10 класса спроектировали  дома и создали «Город мечты».

V. Математика в ребусах и кроссвордах

При повторении пройденного материала на уроках можно использовать математические кроссворды.

VI. Использование фольклора на занятиях по математике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований. Пословицы, поговорки, загадки с математическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать к изучению математики.

Особенную роль выполняют загадки. Они вырабатывают умение сопоставлять и сравнивать предметы, тренируют память, развивают наблюдательность. Например:

«Если перед скобкой плюс,

Ничего я не боюсь!

Просто скобки опускаю,

Ну, а знаки …  (сохраняю)

Если перед скобкой минус,

То мозгами пораскину.

Скобки тоже опускаю,

Ну, а знаки … (поменяю) »

        ***

«Есть у нас прямая.

На ней поставим точку.

Точка разделяет

Ее на два кусочка.

Два кусочка вместе с точкой

Образуют  два луча.

Вместе их соединяем –

Вновь прямую получаем.

Вот такие два луча удивительные.

Называются они …  (дополнительные)»

 VII. Сказки

Сказки - ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные явления и „работают" закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон. Их можно использовать на разных этапах урока, даже в старших классах иногда используют сказки, например, изучив  таблицу  производных, предложить школьникам проанализировать их математическое содержание и жизненную мудрость. А также попробовать составить свою сказку.

VIII. Игры на уроках математики

Виды  интеллектуальных игр, игровых  упражнений, используемых на разных этапах урока.

  1. Цепочка

Эта игра напоминает игру в города, когда игрок должен сказать название города, которое начинается с последней буквы названия города предложенного предыдущим игроком. Таким образом, игроки должны выполнять по очереди действия соответствующие определенному правилу (формально – логическому определению). Эта игра может использоваться на любом этапе урока: актуализации знаний, закреплению знаний, на этапе мотивации и т.д.

  1. ДА или НЕТ?

Учитель загадывает определенный объект (число, понятие, теорему и т.д.). Игроки пытаются найти ответ, задают вопросы учителю, на которые можно ответить «да», «нет», «и да, и нет». Эта игра учит складывать разные факты в единую систему, внимательно слушать, также слышать своих товарищей. После проведения игры обязательно нужно проанализировать сами вопросы, потому что цель этой игры – не просто отгадать объект (число, понятие, теорему и т.д.) списком вопросов, а научить детей вырабатывать стратегию поиска рациональным путем.

  1. КВН (клуб веселых и находчивых).

Конкурс можно проводить между учащимися одного класса, между классами одной параллели.

Традиционные конкурсы КВН:

1) приветствие команд («Визитка»);

2) разминка (ответы игроков каждой команды на вопросы соперника (или зрителей) за определенное время);

3) конкурс – проверка знаний, умений, быстроты реакции и т.д.

(«Отгадай загадку», «Литературная математика»(стихотворения, поговорки, песни и т.д.), «Быстрый счет» и т.д.);

4) конкурс капитанов;

5) домашнее задание (это может быть сценка про жизнь и ли деятельность великих математиков), но учитель может не проводить данный конкурс;

6)конкурс болельщиков.

Жюри оценивает каждый конкурс отдельно, в конце подбиваются итоги, объявляют результаты (в баллах).

  1. Игра «Математическое лото»

Учитель раздает на парту карточки. Учащиеся решают примеры, записывая их в тетрадь, когда будет найден ответ, то задание накрывают соответствующей картинкой с ответом.

  1. Использование кодовых заданий – такие задания используются при проверке домашних заданий, актуализации опорных знаний и т.д.

Смысл игры заключается в следующем – при правильном выполнении задания учащиеся получают некоторую фразу.

IX. Творческие задания

X. Физкультминутки

Виды уроков повышающих эмоциональность учащихся

Также для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых повышает эмоциональную насыщенность урока и решает свои образовательные задачи. Все  они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обучения.

1.Бипарный урок.

Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.

Удачно сочетаются с бипарным уроком теоретическое и производственное обучение. 

2.Бит-урок.

Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество бит-урока в его любопытности. Учащиеся не успевают устать, их внимание всё время поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному накалу, элементам соревновательности имеет  глубокий воспитательный эффект. Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая коллективная работа. 

3.Урок-аукцион.

До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идеи. Затем идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем. Идея переходит к разработчикам, обосновывающим свои варианты. Аукцион может быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы в практических задачах.

  1. «Мозговая атака».

Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и «экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За определённое время учащиеся предлагают различные варианты решения предложенной задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды

меняются ролями. Предоставление  возможности учащимся на уроке предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает обучение «комфортным». 

  1. «Урок-спектакль»

Эффективной и продуктивной формой является урок спектакль. Использование художественных произведений о великих математиках дает представление о том времени, заставляет задуматься о причинах, которые привели к тому, или иному открытию, или просто-напросто познакомиться с характером великих людей и их великими открытиями. Такой вид урока активизирует мыслительную, речевую деятельность, включает в работу образную память, а также углубляет знания по предмету. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Можно проводить не целиком урок-спектакль, а включать в свои уроки небольшие инсценировки, особенно в пятом классе, это позволяет заинтересовать учащихся данной темой, сделать так, чтобы они после урока обратились к книгам и почитали о великих математиках, или о событиях, или вообще познакомились с историей того времени.

  1. Интегрированный урок.

В современных условиях обучения математике в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение  важных обще дидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения математике. Межпредметная  интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания по смежным учебным предметам.  Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Уроки такого типа проводятся сразу 2-3 преподавателями, например:

а) математики, физики и информатики;

б) математики, историки, литературы.

Составляется определённая схема урока, где каждый предмет вписывается, подчиняясь общим целям и задачам урока.

  1. Метод проектов на уроке математике.

Метод проектов приобретает все больше сторонников. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию и как нетрадиционный метод проведения учебных занятий, которые  нацелены на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации  проблемно – ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и  жизненный опыт.

Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.

Примеры некоторых форм  продуктов проектной  деятельности: web – сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, сказка, справочник, учебное пособие и т.д. Также необходимо выбрать форму презентации проекта. Это может быть, например, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических персонажей, игра с залом, научный доклад, реклама, соревнование, спектакль, экскурсия и т.д. и т.п..

  1. Урок типа «Что? где? когда?»

Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учета с фамилиями игроков для капитанов. Игра состоит из 6 этапов:

вступительное слово учителя;

разминка – повторение всех ключевых вопросов темы;

устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. Выбираются арбитры;

игра «Что? Где? когда?»;

подведение итогов;

заключительное слово преподавателя.

  1. Урок- экскурсия.

Или заочное путешествие (может очное).

План проведения:

сообщение темы;

вступительное слово ведущего;

объяснение нового материала путем имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, гость, и др..

ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.

Подарки и сувениры на память (готовить заранее).

  1. Урок в виде КВН.

Приветствие команд (домашнее задание);

Разминка. Команды задают друг другу вопросы;

Домашние задачи (проверка на компьютере, на кодоскопе…);

Выполнение по 3-4 задания членами команд у доски;

Задания капитанам команд по карточкам;

Подведение итогов.

  1. Урок семинар.

Уроки такой формы проводятся после завершения темы, разделов.

Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов на поставленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока и нацеливает учащегося на подготовку к урок-зачёту по данной теме. 

  1. Урок-лекция.

            Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности

не должно быть монологично изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориентирует учащихся в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся. 

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Повышение эмоциональной насыщенности урока

Автор:  Ведмедь О.В.